Экономика

ИТОГИ ЗА 2015 ГОД, ОЦЕНКА 2016 ГОДА И ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАЛАЧЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ

1.     ДЕМОГРАФИЯ

 Численность постоянного населения Калачевского муниципального района Волгоградской области в 2015 году составила 54,48 тыс. человек и уменьшилась за прошедший год на 1,22 тыс. человек, или на 2,2%. Численность населения в 2016 году оценочно составит 54,46 тыс. человек.

- 2015 год – 54,48 тыс. человек;

- 2016 год – 54,46 тыс. человек;

- 2017 год – 53,62 тыс. человек;

 - 2018 год – 53,51 тыс. человек;

 - 2019 год – 53,41 тыс. человек.

Число родившихся в 2015 году составило 12,7 человек на 1000 человек населения, в то время как число  умерших в 2015 году составило 15,9 человек на 1000 человек населения. По оценке 2016 года число родившихся составит 12,65 тыс. человек на 1000 человек населения, число умерших – 15,95 тыс. человек на 1000 человек населения.

Демографическая ситуация в Калачевском районе Волгоградской области характеризуется сокращением числа жителей, усилением тенденции старения населения и ухудшением возрастной структуры населения.

Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте остается одним из рисков социально-экономического развития как в среднесрочном, так и в долгосрочном периоде. Тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте сохранится до 2019 года.

Еще одним риском ухудшения демографической структуры является рост численности населения старше трудоспособного возраста, а значит и демографической нагрузки. Рост которой увеличит, соответственно,  нагрузку на социальный сектор экономики и прежде всего в области здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Поддержанию демографических показателей будет способствовать реализация мер, главным образом, в системе здравоохранения, направленных на повышение рождаемости и снижение смертности населения, улучшение его здоровья, поддержание жизнеспособности детей и взрослых, повышение продолжительности жизни, снижение профессиональных заболеваний.

 2.     УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Суммарный объем денежных доходов населения Калачевского муниципального района включает в себя оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, социальные выплаты, доходы от собственности, другие доходы включая "скрытые", от продажи валюты, денежные переводы и пр.

В целом суммарный объем денежных доходов населения Калачевского муниципального района   в  2015 году составил 9478174,3 тыс. рублей, в 2016 году ожидается суммарный объем денежных доходов 9618115,2 тыс. рублей, что на 1,485 выше уровня 2015 года.

 

 

- в 2017 году - 9702131,4 тыс. рублей,

- в 2018 году - 10013186,6 тыс. рублей,

- в 2019 году – 10401124,5 тыс. рублей.

            В прогнозируемом периоде существенных изменений в структуре денежных доходов населения не ожидается – основным источником доходов населения останется заработная плата.

Подходы к оплате труда в бюджетном секторе экономики как для целевых категорий работников, определены майскими указами Президента Российской Федерации. Повышение заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы в  2016 – 2018 гг., будет осуществляться в соответствии с целевыми ориентирами, заложенными в «Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в  государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.

Прогнозом предусматривается повышение уровня материального обеспечения пенсионеров в течение всего прогнозного периода. В текущем году пенсии были проиндексированы на 4 процента. При этом в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 385-ФЗ пенсионерам, осуществляющим трудовую деятельность, страховая пенсия и фиксированная выплата к ней выплачиваются без учета индексации (в случае ухода с работы выплата пенсии осуществляется с учетом всех произведенных индексаций).

Проведение дополнительной индексации страховых пенсий во втором полугодии 2016 года будет, с учетом ситуации, складывающейся в экономике и социальной сфере, заменена на фиксированную единовременную выплату в январе 2016 года.

В прогнозном периоде с 2016 по 2019 годы планируется индексация страховых пенсий с учетом инфляции и в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Уровень жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Повышение уровня жизни  составляет приоритетное направление общественного развития, в связи с этим в прогнозный период будут реализовываться меры по дальнейшему повышению уровня материального обеспечения лиц, получающих трудовые и социальные пенсии. Принимаемые меры  по созданию условий роста доходов населения на основании развития занятости населения и повышения заработной платы, усиление мер социальной поддержки малоимущих категорий граждан  и семей с детьми,  повышение уровня материального обеспечения пенсионеров будут способствовать стабилизации уровня жизни  населения района.

Суммарный объем денежных расходов населения Калачевского муниципального района за 2017 – 2019 гг. в условиях базового сценария увеличится на 11,96%. Более 60,0 % денежных расходов будет направляться на покупку продуктов питания, товаров и оплату услуг, что является основной частью расходов населения.

Динамика роста расходов населения будет полностью соответствовать умеренному росту доходов.

Для повышения уровня жизни населения в прогнозируемом периоде необходимо обеспечить стабильное увеличение реальных денежных доходов населения, сокращение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума и повышение уровня материального обеспечения лиц, получающих трудовые и социальные пенсии.

 3.                БЮДЖЕТНАЯ СФЕРА

 Бюджетная политика Калачевского муниципального района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов будет определена исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Администрацией Волгоградской области, а также законодательно возложенных полномочий  и  направлена на:

 - обеспечение сбалансированности и долгосрочной устойчивости бюджета района;

 - безусловное исполнение действующих расходных обязательств, недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками;

 - обеспечение потребности граждан в муниципальных услугах, повышение их доступности и качества;

 - оптимизацию бюджетных расходов за счет повышения их эффективности, перераспределение средств на самые важные направления, снижение неэффективных затрат;

 - внедрение системы нормирования закупок;

 - реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития, установленных Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, а также адресное решение социальных проблем;

 - повышение качества финансового контроля в управлении бюджетным процессом, в том числе внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

 - реализацию принципов открытости и прозрачности управления муниципальными финансами;

 -    поэтапное снижение дефицита бюджета района;

 -    проведение взвешенной долговой политики;

 - совершенствование и дальнейшее развитие программно-целевых инструментов бюджетного планирования;

 -  повышение качества и доступности информации о бюджете для граждан.

Бюджетная политика на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019годов в области доходов будет выстраиваться с учетом реализации изменений федерального законодательства, законодательства Волгоградской области, муниципальных правовых актов района и будет направлена на обеспечение поступления доходов в бюджет района в запланированных объемах за счет:

 - обеспечения качественного администрирования доходов участниками бюджетного процесса;

 - активизации работы в части актуализации базы данных, необходимой для начисления налогов, и расширения налогооблагаемой базы по ним;

 - повышения эффективности управления муниципальной собственностью.

Бюджетная политика Калачевского муниципального района в области расходов на 2017год и на плановый период 2018 и 2019 годов будет направлена на обеспечение безусловного исполнения действующих обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов за счет:

 - определения основных параметров бюджета района исходя из ожидаемого прогноза поступления доходов и допустимого уровня дефицита бюджета;

 -  планирования бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ с учетом результатов их реализации за предыдущий год, а также в тесной увязке с целевыми индикаторами и показателями, характеризующими достижение поставленных целей указанных муниципальных программ;

 - увязки муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг с целями муниципальных программ, усиление текущего контроля и ответственности за выполнение муниципальных заданий;

 - недопущения увеличения действующих и принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками, а также применения бюджетного маневра, означающего, что любые дополнительные расходы обеспечиваются за счет внутреннего перераспределения средств с наименее приоритетных;

 - участия, исходя из возможностей бюджета района, в реализации программ и мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета и бюджета Волгоградской области;

 - повышения эффективности муниципального финансового контроля, усиления ведомственного финансового контроля в отношении муниципальных учреждений;

 - использования на постоянной основе практики казначейского сопровождения муниципальных контрактов (договоров, соглашений).

Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства будет производиться с учетом финансового обеспечения, в первую очередь, объектов, включенных в государственные программы и обеспеченные софинансированием из федерального и (или) областного бюджетов. Средства на новые объекты будут планироваться с учетом их первостепенной важности и охвата населения, на которое они рассчитаны.

Межбюджетные отношения в 2017 году и плановом периоде 2018 и 2019годов будут формироваться в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Волгоградской  области.

Исполнение органами местного самоуправления района передаваемых государственных полномочий будет осуществляться за счет субвенций из областного и федерального бюджетов.

 4.                ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ЗАНЯТОСТЬ

 Трудовой потенциал — имеющиеся в настоящее время и прогнозируемые в будущем трудовые возможности района. Он характеризуется количеством трудоспособного населения, его профессионально-образовательным уровнем, другими качественными характеристиками.

В условиях демографических ограничений ухудшение экономической ситуации не отразится на состоянии рынка труда. В течение 2016 года общая безработица не демонстрирует ярко выраженную динамику и к концу года сохранится на уровне 2015 года - 7% рабочей силы (экономически активного населения). Учитывая плавное восстановление экономики и достаточно низкий текущий уровень безработицы, ожидается, что она останется стабильной на этом уровне до 2019 года.

Несмотря на условия демографических ограничений, снижения численности экономически активного населения, отток граждан трудоспособного возраста в другие регионы страны, численность трудовых ресурсов в 2019 году  сохраниться на уровне 2015 года и составит 35,2 тыс. человек, при незначительном снижении  в 2016 году  (35,1 тыс. человек).

Достижение стабильности планируется за счет осуществления  активных мер государственной миграционной политики и реализации на территории Калачевского муниципального района Государственной программы Волгоградской области «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Несмотря на то, что ситуация на рынке труда остается стабильной и численность безработных, зарегистрированных службой занятости населения не имеет тенденции к росту, остается актуальной проблема несбалансированности рынка труда. При растущем спросе имеется дефицит предложения рабочей силы по профессиям, требующим среднее профессионального образования (электриков, трактористов, технологов среднего звена и т. д.).

В сфере занятости населения на 2016-2019 годы определены следующие приоритетные направления:

- содействие трудоустройству граждан;

- обеспечение занятости социально незащищенных граждан;

- профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации безработных граждан;

- общественные работы;

- временная занятость несовершеннолетних граждан;

- развитие самозанятости и предпринимательства безработных граждан;

- трудоустройство соотечественников.

 

 

5.                СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

 

Политика в социальной сфере   на период 2017 - 2019 гг. будет определяться в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", а также планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", муниципальными программами Калачевского муниципального района и иными документами.

Финансирование отраслей социальной сферы будет осуществляться за счет всех источников финансирования. В бюджете Калачевского муниципального района доля расходов, приходящихся на социальную сферу, составит более 80 процентов.

 5.1.         ОБРАЗОВАНИЕ

    В Калачевском муниципальном районе созданы условия для получения качественного образования и воспитания подрастающего поколения. Успешно реализуется ряд районных программ, направленных на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, организацию отдыха детей и развитие системы  дополнительного образования.

Система образования Калачевского муниципального района включает в себя 47 учреждений, предоставляющих образовательные услуги различного уровня и направленности: 21 дошкольное учреждение,  23 школы и 3 учреждения дополнительного образования. 

Количество детей, посещающих образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования составило  1759 человек (с учетом количества детей муниципальных, ведомственных дошкольных образовательных учреждений, групп дошкольного образования в общеобразовательной школе и групп кратковременного пребывания при образовательных учреждениях).

Большое внимание  уделяется безопасному пребыванию детей в образовательных учреждениях, созданию комфортной, развивающей среды, внедрению информационных технологий, оснащению материально-технической базы.

        Совершенствуется система работы по выявлению, поддержке, развитию талантливых детей и подростков. Проводится последовательная работа по формированию у обучающихся ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе  идей гуманизма, добра и справедливости. Должное внимание уделяется сохранению здоровья детей, в том числе детей с особенностями в развитии, социально неустроенных детей, детей-сирот.

       Вместе с тем имеется ряд проблем, требующих решения.

Среди задач, стоящих перед системой образования в прогнозный период, предполагаются следующие основные задачи:

- развитие системы общего образования, предусматривающее индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения;

- модернизация системы подготовки и повышения квалификации учителей, создание механизмов мотивации педагогов, направленных на повышение качества работы и непрерывное профессиональное развитие;

-   укрепление материально-технической базы школ;

- создание условий для сохранения континген­та обучающихся и укрепление их здоровья.

Развитие образования в прогнозный период будет ориентировано на повышение доступности и качества образования, подготовку квалифицированных кадров всех уровней профессионального образования в соответствии с современным запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики.

 5.2.         ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Сохранение и укрепление здоровья населения района, повышение доступности и качества медицинской помощи является одним из важнейших направлений в деятельности администрации Калачевского муниципального района. По состоянию на 1 января 2016 года на территории Калачевского муниципального района насчитывается:

- общее количество медицинских учреждений – 1 единица,

- общее количество амбулаторных учреждений – 1 единица,

- общее количество ФАПов – 28 единиц.

Целью создания учреждений медицины является оказание первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи населению Калачевского муниципального района, проведение профилактических мероприятий направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности.

В прогнозный период до 2019 года планируется сохранить общее количество медицинских учреждений на территории района на уровне 2015 года и не допустить сокращение их численности.

Одной из проблем в системе здравоохранения Калачевского муниципального района является кадровый дефицит. На данный момент количество врачей составляет 98 человек при числе штатных должностей 183 единицы.

С целью привлечения молодых врачей-специалистов, заявки о вакансиях размещаются и постоянно обновляются на сайте ГБУЗ «Калачевская ЦРБ», «Работа в России», комитета здравоохранения Волгоградской области, службе занятости Калачевского муниципального района.

Кроме того, на территории района реализовываются Государственные программы Волгоградской области, такие как «Земский доктор» и «Земский фельдшер».

Основными направлениями развития здравоохранения в Калачевском муниципальном районе на 2016-2019 годы определены:

- обеспечение в необходимом объеме квалифицированной медицинской помощью населения Калачевского муниципального района в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий оказания населению Калачевского муниципального района бесплатной медицинской помощи;

- укрепление материально-технической базы медицинских учреждений района;

- увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;

-внедрение в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;

-повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки и переподготовки.

Основной целью является выполнение основных целей и задач государственного программы "Развитие здравоохранения Волгоградской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года", что в конечном итоге позволит получить повышение качества и доступности медицинской помощи.

5.3.         КУЛЬТУРА

 На территории Калачевского муниципального района широко  развита сеть культурно – просветительных учреждений. Всего в 2015 году насчитывалось 64 объекта культуры, в 2016 году - 63 и в прогнозируемом периоде 2017-2019 годов планируется сохранить 63 объекта.

Все учреждения культуры укомплектованы профессиональными кадрами.

Среднесписочная численность специалистов в муниципальных учреждениях культуры - 214 человек. В библиотеках района работают 53 библиотекаря. В районе 96 специалистов КДД. Из них высшее образование имеют 23 человека, средне - специальное – 27 человек. В муниципальных учреждениях дополнительного образования детей в сфере искусства и культуры работают 35 преподавателей.

В учреждениях культуры Калачевского муниципального района 12 коллективов самодеятельного творчества, имеющих почетное звание «Народный» – 8, «Образцовый» - 4.

Два образовательных учреждения дополнительного образования являются не только основой художественного образования, но и фундаментом профессионального образования в сфере культуры и искусства:

- МБУ ДО «Калачевская школа искусств»;

- МКУ ДО «Береславская школа искусств» (учреждение имеет филиал) - «Октябрьская детская музыкальная школа».

Обучаются около 900 учащихся на восьми отделениях по видам искусств: раннее эстетическое развитие, фортепиано, народных инструментов, струнных инструментов, вокально-хоровое, изобразительного искусства, театральное, хореографическое.

На прогнозный период установлены следующие ориентиры в развитии культуры на территории Калачевского муниципального района:

- возрождение и сохранение традиционной казачьей культуры, традиционных народных промыслов;

- повышение квалификации работников учреждений культуры Калачевского муниципального района, повышение квалификации педагогических работников по предпрофессиональной  подготовке;

- проведение текущего ремонта учреждений культуры, приведение зданий учреждений культуры в соответствие с «дорожной картой» по формированию доступной среды для людей с ограниченными возможностями;

- увеличение количества посещений учреждений культуры;

- увеличение доли образовательных учреждений сферы культуры и искусства, оснащенных современным материально-техническим оборудованием;

- повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек (на 1 тыс. человек) до 20% установленного норматива.

Муниципальные целевые программы развития культуры являются эффективным инструментом развития и сохранения культуры в районе.

 Администрацией Калачевского муниципального района разработано 3 муниципальные программы:

- «Сохранение и развитие культуры и искусства в Калачевском муниципальном районе  в 2017-2019 гг.»

- «Сохранение и развитие системы дополнительного образования в сфере культуры и искусства в Калачевском муниципальном районе Волгоградской области в 2017-2019 гг.»

- «Совершенствование библиотечного обслуживания в МКУК «Калачевская межпоселенческая центральная библиотека» на 2017-2019 гг.».

Работа учреждений культуры Калачевского муниципального района строится на исполнении перспективных и текущих планов.

 5.4. МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

 Реализацию программ молодежной политики на территории  района осуществляют Комитет по делам молодежи, культуры и спорта администрации Калачевского муниципального района и подведомственное учреждение МБУ «Комплексный центр социального обслуживания молодежи», совместно с поселениями района.

На базе МБУ «КЦСОМ» активно действует добровольческий центр. В Школе добровольцев постоянно занимается 50 человек: в основном это молодые люди от 14 до 19 лет. Основной задачей вовлечения молодежи в социальную практику (волонтерство) является деятельность по двум направлениям:

-   волонтерство, как способ гражданско-нравственного воспитания молодого поколения с активной жизненной позицией;

-   волонтерство, как созидательная активность молодежи.

Большое внимание уделяется продвижению в молодежной среде идей здорового образа жизни  посредством реализации Всероссийских проектов «Беги за мной!» и «Команда 2018» на территории Калачевского муниципального района.

Традиционным стал районный фестиваль здорового образа жизни «ЗОЖ – мой стиль» среди молодежи Калачевского района, районный конкурс «Спортивная семья – красивая страна» для молодых семей.

                В рамках «Вахты памяти» у Братской могилы воинов, павших при освобождении города Калача-на-Дону, расположенной на площади Павших борцов с 2015 года организован Пост №1 (ежедневно с 10:00 до 14:00).

               Воспитанники ВПК «БАРС» и волонтеры молодежного центра принимают участие во Всероссийских акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Сирень Победы» в мероприятиях, посвященных памятным датам.

Основной целью в области молодежной политики на прогнозный период 2017-2019 годов на территории Калачевского муниципального района является социализация молодежи и интеграция ее в единое экономическое и политическое пространство как района, так и области  и страны в целом. 

Достижение цели планируется через создание условий для гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодых людей, для развития творческого потенциала молодежи, а так же выявления и поддержки активности молодежи. Важным направлением в этом вопросе  является развитие форм и моделей вовлечения  молодежи в трудовую деятельность, для самоопределения молодых людей на рынке труда,  для вовлечения молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в общественную, социально- экономическую и культурную жизнь общества,  а также предоставление государственной поддержки в решении жилищных вопросов молодым семьям.

          Основными направлениями развития молодежной политики в Калачевском муниципальном районе в прогнозном периоде определены:

 - содействие созданию социально-экономических, организационных,   правовых условий для самореализации молодежи в личной и общественной жизни;

  -      развитие добровольческих и гражданских инициатив;

  - формирование гражданского патриотизма, духовно-нравственное воспитание;

  -      укрепление базовых семейных ценностей и традиций;

  - формирование мировоззрения молодежи: достижение успеха, патриотические ценности, здоровый образ жизни;

  -  выявление, продвижение, поддержка активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах.

 5.5.         ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

 Развитие физической культуры и спорта в Калачевском муниципальном районе является одним из основных направлений социальной политики, проводимой администрацией района, направленной на развитие массовой физической культуры, спорта, активного отдыха, пропаганда здорового образа жизни.

         Количество населения систематически занимающихся физической культурой и спортом в 2015 г. - 15801 человека, что составило 28,6% в общей доли населения района.

В 2016 году количество населения систематически занимающихся физической культурой и спортом составит - 15800 человек, что составит 28,1% в общей доли населения района.

В 2017 году прогнозируется увеличение систематически занимающихся физической культурой и спортом до – 16980 человек, а к 2018 году 19200 человек.

Обеспечение увеличения численности населения, систематически занимающихся физкультурой и спортом возможно при выполнении следующих условий:

-  развитие  материально-технической базы учреждений физической культуры и спорта;

-    приобретение спортивного инвентаря, спортивного оборудования;

- реализации кадровой политики (обеспечение потребности в специалистах физической культуры и спорта, тренерах; повышение квалификации, переподготовки специалистов физической культуры и спорта, тренеров);

- расширение соревновательной практики среди населения и в трудовых коллективах.

  Система физической культуры и спорта Калачевского муниципального района включает в себя 101 спортивных сооружений, а к 2018 году планируется 103, из них 1 стадион с трибунами на 1500 мест, 60 плоскостных спортивных сооружений, 27 спортивных залов, 2 плавательных бассейна, 2 сооружения для стрелковых видов спорта, 1 гребная база и 7 других спортивных сооружений. Штатных работников физической культуры и спорта на данный момент 86 человек. В Калачевском муниципальном районе имеется три  учреждения спортивной направленности:

- ДОД ДЮЦ «Танаис», 

- МКФСУ городской стадион «Водник»,

- Калачевская ДЮСШ.

В 2016 году ожидается увеличение количества спортсменов массовых разрядов, проведение областных соревнований по гребле на байдарках и каноэ, а так же проведение отрытых первенств Калачевского муниципального района по настольному теннису, борьбе дзюдо, самбо, пляжному волейболу, спортивному туризму и другим видам спорта.

Отрасль будет финансироваться за счет муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта и формирование здорового образа жизни населения Калачевского муниципального района на 2017-2020 годы».

 6.        ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Промышленное производство  Калачевского муниципального района насчитывает 54 предприятия, из них:

- добыча полезных ископаемых – 1 предприятие;

- обрабатывающие производства – 38 предприятий;

- производство и распределение газа и воды – 15 предприятий.

В прогнозный период до 2019 года планируется сохранить численность предприятий промышленности на уровне не ниже 2015 года.

В 2015 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий составил 160536,65 тыс. рублей, по оценочным данным в  2016 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий оценивается в  165351,4 тыс. рублей. К 2019 году прогнозируется повышение показателя до 177122,5 тыс. рублей.

Обрабатывающие производства характеризуются следующими показателями (в ценах соответствующих лет):

- 2015 год 478500,0 тыс. рублей;

- 2016 год 382800,0 тыс. рублей;

- 2017 год 344520,0 тыс. рублей;

- 2018 год 344520,0 тыс. рублей;

- 2019 год 344520,0 тыс. рублей.

Производство и распределение газа и воды характеризуются следующими показателями (в ценах соответствующих лет):

- 2015 год 160400,0 тыс. рублей;

- 2016 год 165212,0 тыс. рублей;

- 2017 год 171820,0 тыс. рублей;

- 2018 год 171823,0 тыс. рублей;

- 2019 год 176978,0 тыс. рублей.

В среднесрочной перспективе ожидаются умеренные темпы роста промышленного производства.

Рост объема промышленного производства будет обеспечен, преимущественно, за счет роста цен. Динамика цен в прогнозный период в основном будет определяться внутренним спросом и уровнем конкуренции. Ожидается, также, что в промышленности в прогнозный период рост цен будет отставать от потребительской инфляции.

Структура промышленного производства  Калачевского муниципального района в прогнозируемом периоде останется без изменений, по-прежнему его составляющей являются обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Прогнозируется, что доминирующую долю в общем объеме промышленного производства района, по-прежнему,  будут занимать обрабатывающее производство.

Среди основных проблем, сдерживающих темпы развития промышленного комплекса района, можно выделить:

- низкий уровень инвестиционной активности в традиционном секторе промышленности ввиду недостаточности у предприятий собственных средств на обновление и модернизацию основных фондов. Один из главных путей решения данного вопроса - привлечение инвестиций, в том числе и иностранных, на техническое перевооружение и модернизацию;

- проблемы привлечения инвестиционных кредитных ресурсов для вновь строящихся предприятий и для проведения модернизации производства по причине высокой процентной кредитной ставки банковских учреждений, что является существенным сдерживающим фактором привлечения предприятиями заемных средств.

Приоритетными направлениями промышленной политики в среднесрочной перспективе будут содействие реализации инвестиционных проектов, вовлечение в хозяйственный оборот свободных производственных мощностей, формирование на специально отведенных участках промышленных зон с обустроенной инфраструктурой для размещения новых производств.

В прогнозируемом периоде 2016-2019 годов развитие отраслей промышленности Калачевского муниципального района будет определяться следующими важнейшими тенденциями:

- изменение межотраслевых пропорций в сторону повышения удельного веса перерабатывающих отраслей;

- повышение инвестиционной привлекательности промышленных предприятий и конкурентоспособности их продукции на внутриобластном уровне;

- оказание внимания снижению энергоёмкости производственного сектора и реализация энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальной сфере;

- активное участие в комплексной работе по снижению затрат на энергетические ресурсы и повышение эффективности их использования;

- внедрение современных технологий, в том числе управления производством и сбытом продукции.

7.        СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

 В 2015 году агропромышленный комплекс сохранил положительные тенденции развития. Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий имеет следующие значения (в ценах соответствующих лет):

- 2015 год 3432441,0 тыс. рублей;

- 2016 год 3816509,9 тыс. рублей;

- 2017 год 4042250,8 тыс. рублей;

- 2018 год 4232716,8 тыс. рублей;

- 2019 год 4395586,7 тыс. рублей.

Темп роста производства продукции сельского хозяйства в 2016 году ожидается на уровне 107,1 % по отношению к 2015 году, в том числе растениеводство 110,4 %, животноводство 102,6 %. Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2017-2019 годах ежегодно составит, по оценке, 101,3-101,4 процента, в том числе растениеводство 101,7 %, животноводство 100,8-100,9%.

Площадь всех сельскохозяйственных угодий в районе составляет более 324 тыс. га, в том числе: пашни – 201 тыс. га, сенокосы – 130 га, пастбища - 105 тыс. га, леса и лесополосы – 1,4 тыс. га.

Структура посевных площадей в районе сложилась следующая: из 201 тыс. га пашни, посевная площадь оставила 91 888 га., площадь зерновых составила – 81 612 га, в том числе, озимые – 47 248 га, яровые – 34 364 га.

В настоящее время в районе животноводством занимаются 14 сельхоз-товаропроизводителя с численностью рабочих около 375 человек.

По состоянию 01.07.2016г. поголовье КРС составляет – 14 978 голов, в том числе коров – 7 334 головы.

В первом полугодии 2016 года производства молока составило 10551,3 тн, надой на 1 фуражную корову – 4281 кг.

Отрасль будет финансироваться за счет программы  «Устойчивое развитие сельских территорий на 2015-2017 годы и на период до 2020 года».

Существует целый ряд проблем в отрасли сельского хозяйства, основными из них являются:

-высокие цены на горючее, которые делают невозможным высокорентабельное производство сельскохозяйственной продукции;

-высокие таможенные пошлины на сельскохозяйственную технику и незащищенный внутренний продукт от демпинговых продуктов питания из-за границы.

В ближайшей перспективе агропромышленный комплекс Калачевского муниципального района продолжит свое развитие под воздействием факторов, сформировавшихся вследствие санкционных мер по отношению к Российской Федерации и оказывающих сдерживающий эффект на интенсивное развитие отрасли, к которым относятся в первую очередь низкий уровень инвестиционной активности и реальных доходов населения, трудности привлечения инвестиционных кредитов и кредитов на осуществление текущей деятельности, ухудшение финансовых показателей деятельности сельскохозяйственных организаций.

 8.                ИНВЕСТИЦИИ

 Приоритетным направлением инвестиционной политики администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области является стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и организаций c целью обновления производства и инфраструктуры территории, повышения качества жизни населения за счет сфер обслуживания и досуга, повышения уровня занятости, увеличения заработной платы.

В инвестиционной деятельности прогнозируется снижение темпов роста с 98,3% в 2016году (к 2015г.) до   90% процентов в 2017-2019 гг. Объемы инвестиций, преимущественно,  будут обеспечены за счет бюджетных средств. Динамика инвестиций за счет частного капитала стала резко замедляться в результате ухудшения финансовых результатов деятельности предприятий. Снижение спроса на инвестиции будет связано с ухудшением доступности кредитных ресурсов, удорожанием инвестиционных товаров, ростом долговой нагрузки и общей экономической неуверенности инвесторов.

Предполагается,  что инвестиции  в основной капитал за счет частного капитала возобновят свой рост с конца 2017 года, и в среднем прирост инвестиций в 2017 – 2019 гг.   составит 2,9 % в год.

Одновременно, положительная динамики  объема инвестиций будет обеспечена за счет реализации бюджетных инвестиций в прогнозируемом периоде.

В целях развития инвестиционной деятельности администрацией района сформированы  и утверждены инвестиционные площади.

Таким образом, в среднесрочной перспективе предполагается возобновление роста инвестиционной активности, преимущественно, в таких секторах экономики как сельское хозяйство и потребительский рынок.

9.                ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ЖКХ

 Целями развития жилищно-коммунального комплекса являются улучшение условий проживания граждан, качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, привлечение инвестиций для обновления жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе современных технологий, развитие и модернизация инженерной инфраструктуры.

На территории Калачевского муниципального района в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, как и в предыдущие годы, планируется три основных направления:

- газификация населённых пунктов;

- повышение энергоэффективности; 

- развитие инфраструктуры.

В прогнозный период планируется участие Калачевского муниципального района в реализации программы «Газификация Волгоградской области на 2017-2018 годы» и реализация следующих программ:

- «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Калачевского муниципального района на 2015 - 2017 годы»;

- «Содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения находящихся в собственности администрации Калачевского муниципального района Волгоградской области на 2015-2018 годы»;

-  «Устойчивое развитие сельских территорий на 2015-2017 годы и на период до 2020 года».

В рамках данных программ будет проведено строительство автономных котельных в ряде объектов социального назначения, строительство газопроводов, заменена система ветхих сетей водоснабжения и канализационных сетей, выполнен ремонт дорог с асфальтированным покрытием.

Целями развития жилищно-коммунального комплекса являются улучшение условий проживания граждан, качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, привлечение инвестиций для обновления жилищно-коммунальной инфраструктуры на основе современных технологий, развитие и модернизация инженерной инфраструктуры.

 10.   РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ

 Состояние потребительского рынка является одним из важнейших индикаторов уровня социально-экономического благополучия общества, поскольку доля расходов населения Калачевского муниципального района на покупку товаров и оплату услуг превышает 60% всех денежных расходов.

Для удовлетворения потребностей жителей Калачевского района в товарах и услугах продолжается развитие потребительского рынка путем привлечения торговых организаций и индивидуальных предпринимателей для создания конкурентоспособного рынка товаров и услуг, насыщение его качественными товарами. Особое внимание уделяется продвижению на потребительском рынке товаров местных товаропроизводителей, таких как продукция крестьянско-фермерских хозяйств, рыбных цехов, хлебопекарен.

Современное состояние потребительского рынка в Калачёвском муниципальном районе характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, соответствующим уровнем насыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

По состоянию на 01 января  2016 года на территории Калачёвского муниципального района функционирует  554  предприятия розничной торговли,  в том числе 365 магазинов, из них продовольственной группы – 215 единиц,  непродовольственной группы – 150 единиц,   189 единицы  нестационарной  торговой сети. Структура предприятий торговли сложилась следующим образом: 65,9%  – предприятия стационарной торговли и 34,1%  – предприятия нестационарной торговой сети. Управляющая компания ООО «Интеграл»  осуществляет деятельность по организации сельскохозяйственного розничного рынка. 

         По форме собственности на территории Калачёвского муниципального района осуществляют свою деятельность 551  предприятий торговли частной собственности (99,5 % от общего количества)  и  3  предприятия торговли, входящие в систему потребительской кооперации (0,5 % от общего количества).

         На территории Калачёвского муниципального района функционируют 5 продовольственных сетевых компаний с общим количеством магазинов 14 единиц. Всероссийские торговые сети «Магнит», «Радеж», «Покупочка», «Пятёрочка», «Великолукский мясокомбинат»  являются активно развивающимся каналом продаж.

 В Калачёвском муниципальном районе продолжается тенденция открытия небольших специализированных магазинов по реализации товаров непродовольственной группы, располагающихся на первых этажах многоквартирных домов, в новых продовольственных магазинах и торговых  павильонах.  

         В 2016 году оборот розничной торговли прогнозируется в сумме 2,7 млрд. рублей и останется на  уровне 2015 года. В 2019 году розничный товарооборот прогнозируется в сумме 2,8 млрд. рублей и возрастёт на 103,7%  к уровню 2016 года.

            Поступление в торговую сеть товаров в объёмах, обеспечивающих платёжеспособный спрос населения, совершенствование рыночной инфраструктуры способствуют дальнейшему увеличению потребительского спроса населения на товары и росту розничного товарооборота торговых предприятий.

            По состоянию на 01 января  2016 года в Калачёвском муниципальном районе функционируют 40  предприятий общественного питания.

            Оборот общественного питания в 2016 году по прогнозу ожидается в сумме   38,9 млн. рублей и останется на уровне  2015 года. В прогнозируемом периоде до 2019 года оборот общественного питания ожидается в сумме 40,5 млн. рублей и возрастёт на 102,8% к уровню 2016 года.

В настоящее время на потребительский рынок продолжают оказывать мощное давление такие факторы, как покупательская способность населения и среднедушевые денежные доходы в среднем за месяц в расчете на одного жителя.

Спрос на потребительском рынке является основным стимулом развития производства продуктов питания и промышленных товаров, предоставления услуг населению, что в свою очередь способствует созданию новых рабочих мест.

            По состоянию на 01 января  2016 года в Калачёвском муниципальном районе функционируют 86  объектов бытового обслуживания.  В сельских поселениях функционирует 12 предприятий, что составляет 14,0% от общего количества предприятий, и в городском поселении 74 предприятия, что составляет 86,0% от общего количества предприятий бытового обслуживания.

В 2016 году объём платных услуг населению района прогнозируется в сумме 461,3 млн. рублей, что составит 101,1 % к уровню 2015 года.  В период до 2019 года объём платных услуг населению района прогнозируется в сумме 479,4 млн. рублей, что составит 103,9% к уровню 2016 года.

В целом ситуация на потребительском рынке оценивается как стабильная, прогноз для его развития благоприятен, в то же время существует ряд общих проблем:

- недостаточный уровень покупательской способности, сложившийся вследствие снижения реальных доходов населения и увеличения инфляции,

- недостаток доступных кредитов для хозяйствующих субъектов на пополнение оборотных средств, невыгодные условия долгосрочного кредитования для создания материально-технической базы предприятий потребительского рынка,

-сложность процедуры выделения земельных участков и получения разрешений на строительство объектов,

- недостаточный уровень качества и безопасности товаров и услуг.

 11.   МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

 Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в экономике района, вовлекая свободные трудовые ресурсы в различные виды предпринимательской деятельности, создавая тем самым условия для дальнейшего развития экономики.

В современных условиях стратегически важно развитие малого и среднего предпринимательства на территории Калачевского муниципального района, которое играет значительную роль в обеспечении занятости и доходов населения района.

         На протяжении нескольких лет сфера малого и среднего предпринимательства Калачевского муниципального района развивалась динамично.

         На территории района осуществляют деятельность 1171 индивидуальный предприниматель и 587  субъектов малого и среднего предпринимательства.  В настоящее время эта сфера обеспечивает рабочими местами более 3,7 тыс. человек.    По видам экономической деятельности наиболее востребованы такие виды деятельности, как розничная и оптовая торговля, услуги общественного питания, услуги бытового обслуживания населения и другие платные услуги, сельское хозяйство, перерабатывающее производство (производство хлеба и хлебобулочных изделий, рыбной продукции, мясных и колбасных изделий, переработка овощей), строительство.

         С целью поддержки и стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в районе утверждена муниципальная программа «Муниципальная поддержка малого и среднего предпринимательства  в  Калачевском  районе на 2014-2016гг.».

  По данной программе в 2015 году проведен конкурс "Лучший субъект малого и среднего предпринимательства Калачёвского района Волгоградской области". 

В рамках программы, в целях обеспечения доступа предпринимателей к информационному пространству и консультационному сопровождению, для субъектов малого и среднего предпринимательства проводится информационно-методологическая работа в виде консультаций, семинаров, круглых столов, информационных публикаций в СМИ.

В целях обеспечения координации деятельности  администрации Калачёвского муниципального района  Волгоградской области и предпринимателей, по вопросам развития малого и среднего предпринимательства и развитию  конкуренции в  районе, создан координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства и развитию конкуренции. Данный совет является коллегиальным, совещательным, экспертно-консультативным органом.

         В свете поручений Президента и Правительства РФ развитие малого и среднего предпринимательства признано одним из приоритетных направлений политики Калачевского муниципального района.

 туация в районе в целом остается неблагоприятной. Рождаемость в 2011 г. ожидается по сравнению с 2010 годом увеличиться на 0,5%, в то же время смертность остается на прежнем уровне. До 2014 года планируется увеличение рождаемости на 1,8 % и снижение смертности на 0,7 % к уровню 2011 года, что соответствует среднеобластным показателям.

В районе сохраняется положительный баланс в миграции. За 2010 год в район прибыло 4046 человек, убыло 2509. За 9 месяцев 2011 года 3235 человек, убыло 1170.



Дата изменения: 06.12.2018 13:31